Toogle Left

   

 Одной из серьезных социальных проблем последних десятилетий было и остается негативное воздействие информации на психику ребенка. Современные дети находятся в иной социальной ситуации развития, нежели прошлое поколение. Они погружены и развиваются в мире информационных технологий, это поколение «цифровое». Порой родители гордятся тем, что их ребенок уже с ранних лет освоил мобильные устройства и знает, как найти информацию. Но не каждый родитель (к сожалению!) осознает, что за этим скрывается огромная опасность, которая проникает вглубь психики ребенка и опоясывает своими сетями все его развитие. 

     Дети взрослеют по-иному, они в буквальном смысле дышат информационной средой, вместе с тем, есть риски того, что при мощном информационном развитии мы столкнемся с отставанием личностного и мотивационного, волевого развития. Современный ребенок может быть интеллектуально – взрослым, а личностно – все еще ребенком. Происходит разрыв в его интеллектуальном и личностном развитии, может возникнуть тяжелая ситуация аутизации в информационной среде и отрыва от действительности (А.Г. Асмолов). Хотя при правильном использовании информации, критическом ее осмыслении любой источник информационного мира может оказаться платформой для гражданского развития сознания ребенка, поскольку интернет, в том числе, социальные сети, являются на сегодняшний день мощным средством распространения массовой культуры. Но пока, мы, взрослые, должны сами научиться правильно подавать информацию дошкольникам, детям младшего школьного возраста, научить старшего школьника быть в мире информации и отбирать только тот материал, который не повредит ни личностному, ни нравственному, ни духовному его развитию. 

     Информация, в мире которой ребенок находится с момента появления на свет, способна нести в себе информационные угрозы. Под информационными угрозами понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной среде. Такие условия и факторы способны влиять на психику ребенка и манипулировать его сознанием (Т.А. Малых). 

     На сегодняшний день информация может преподносится в искаженной форме, в виде неадекватных нравственных норм, социальных стереотипов и установок, ложных ценностных ориентаций. Негативная информация несет вред здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), происходит переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др., ребенок испытывает трудности в обучении (отсутствие времени на чтение, выполнение домашнего задания, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости), личностный рост ребенка оказывается вне пределов его саморазвития, самосовершенствования, теряется ценность самой жизни. 
В Концепции информационной безопасности РФ детей и подростков обозначены те риски, которые обрушиваются в жизненный мир ребенка: 

   отклонения в физическом развитии (избыточный вес, нарушения сна, проблемы со зрением); 

  негативные эмоциональные состояния (страх, ужас, паника, тревога); 

  киберзависимость (привыкание к online-играм, интернету); 

  проблемы, связанные с сексуальным поведением (установление подростками беспорядочных связей благодаря сомнительным сайтам знакомств, киберпедофилия); 

  поведение, связанное с риском для жизни или опасное для здоровья (психическая анорексия, суицидальное поведение, потребление психотропных препаратов, легкодоступных для приобретения посредством специальных сайтов); 

  кибербуллинг (травля, неоднократное умышленное причинение психологического вреда с помощью средств электронной коммуникации, таких как мобильные телефоны, блоги, вебсайты). 

     Таким образом, технический прогресс, стремительно ворвавшийся в жизнь детей, становится опасной машиной, которая губительна по отношению к качеству жизни ребенка. 

     Родители, педагоги, наставники, духовные учителя должны стать незыблемыми проводниками в мире информации, они должны подготавливать сознание детей к другому миру, формировать информационную грамотность, вырабатывать «информационный иммунитет», развивать способность и навыки критического мышления, учить пользоваться нужной информацией и отбраковывать бесполезную, в содержание которой может скрываться угроза для детской психики. 

     Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности будет являться обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, но для этого взрослые, педагоги, в первую очередь, должны знать нормативно-правовую базу защиты детей от информации, возрастные особенности детской психики, готовность ее восприятия к той или иной информации, а также возрастную классификацию информационной продукции (Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). 

     Затрагивая проблему «ребенок в сети Интернет», особо уязвимым является период школьного детства, поскольку это новая ступень в формировании индивидуальности ребенка, где разворачиваются жизненные события, в которых школьник решает свои важнейшие проблемы развития (Г.С. Абрамова). 

     Считается, что самой главной среди них является установление и осуществление социальных связей, появляются важные лица школьной жизни: первая учительница, директор школы, друзья, даже повар в столовой и уборщица, с которыми также необходимо налаживать отношения, - влияют на социальную ситуацию развития. Дети начинают охранять границы собственного психологического пространства, которое, в первую очередь, распространяется на их личное предметное окружение, даже случайное их разрушение вызывает у них бурю эмоций. Таким образом, младшие школьники обозначают принадлежность вещи самому себе, она приобретает как бы более личные свойства. В норме ребенок может сказать «нельзя», поругаться с другим сверстником, если тот взял без спросу его предметы, вещи, даже подраться…Что сейчас? 

       Сейчас в мире, когда дети, осваивая планшетные устройства, очень часть и подолгу после школы засиживаются в игры, где ведут драку с роботами, монстрами, ботами и тому подобными страшноватыми и обученными отвечать ударом на удар мишенями для оттачивания боевого мастерства. Жестокие агрессивные игры с потоками крови сегодня в моде (А. Войскунский). Рост агрессии налицо, ребенок живет с вымышленными кровожадными героями, у которых нет ни семьи, ни прошлого, ни будущего. Тебя могут «убить» несколько раз за день, если ты не истребишь клан враждующих с тобой жителей какой-то неведомой планеты, а, чтобы заработать себе «новую жизнь», потребуется сделать что-то разрушительное и страшное. Родители, приобретая такие игры или закачивая их в интернете, даже не задумываются над тем, что они нарушают закон об информационной безопасности детей. 

        Дети в норме охраняют свое психологическое пространство (вещи, предметы, собственное тело), но сейчас в связи с тем, что, казалось бы, на их пространство никто не посягается в реальном мире, а в виртуальном, наоборот, загнали в угол, убили, то потребность ударить, отомстить обидчику проявляется в ужасающих формах агрессии, жестоких поступках по отношению к другим. Судите сами: так школьник из Новосибирска в 2008 году, игравший в компьютерном клубе в Counter Strike, подстерег на выходе из клуба 17-летнего игрока, несколько раз убившего его в рамках игры. Вооружившись кирпичом, он нанес обидчику смертельные побои… 

      Умные родители, если и оберегут своих детей от жестоких компьютерных игр, то вот от сцен жестокости СМИ, новостей эротического характера в интернете никто не застрахован. 

       Младший школьный возраст является самым чувствительным для освоения моральных, культурных норм, ценностных, духовных ориентаций. В этом периоде необходимо заложить установки для развития личности ребенка, для самоопределения (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания), обучить основным навыкам делового общения, критического мышления, сотрудничества, открыть перед младшим школьником перспективы его реализации как полноценного члена общества, а также как единственного ответственного за свою жизнь. 

       Говоря о подростковом возрасте, нельзя не затронуть тему детского общения, т.к. общение со своими сверстниками становится ведущим типом деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. В этот период учебная деятельность для подростка уходит на задний план. Центр жизни переносится в деятельность общения. Еще 10 лет назад всё взаимодействие сверстников выплескивалось на перемене, на улице, внутри коллектива, то сейчас всё свернулось и центрировалось на «гаджетах», с помощью которых и происходит то самое общение детей. 

       Старшие школьники на сегодняшний день являются одной из многочисленных и наиболее активных групп среди пользователей интернета и социальных сетей. Количество посещений может быть следствием более высокой коммуникативной активности, характерной для подросткового возраста. 

    По результатам исследований в данном возрасте онлайн общение подростков имеет хаотичный, ненаправленный стихийный характер (В. Шляпников, Н. Меренкова). С одной стороны, подростки стремятся посетить как можно больше интернет-ресурсов, с другой, - привлечь к себе как можно больше посетителей в свой собственный блог, который через некоторое время они бросают. Как объяснить данные закономерности? 

        В подростковом возрасте самосознание человека находится в активной стадии формирования. Подростки ищут себя в этом мире и поэтому все время пробуют что-то новое. Интернет для них представляет собой совершенно уникальное пространство для личностного и социального самоопределения. Подросток в социальных сетях стремится найти себя самого. Для подрастающего поколения характерно использование агрессивных и шокирующих ников: Dark, Stella, Gothic Princess, I LOVE, ROCK, ИЗГОЙ. В качестве образов дети чаще всего используют фотографии знаменитостей, героев аниме, фотографии обнаженного тела. 

       Полученные результаты данных исследований позволяют утверждать, что для подростков в большей степени характерна агрессивная самопрезентация, основанная на ярких шокирующих, привлекающих внимание образов, заимствованных из поп-культуры. В этом отражается процесс активного поиска собственного «я» через идентификацию себя с различными социальными группами и культурными героями, характерную для подростков. 

       Но! Блоги и социальные сети могут играть неоднозначную роль в жизни подростка. С одной стороны, они предоставляют уникальные воз-можности для самоопределения личности, открывая доступ к огромному количеству людей и социальных групп. В то же время некоторые особенности общения подростков в блогах (высокий уровень активности, хаотичное блуждание по интернет-ресурсам, агрессивная самопрезентация) 
являются потенциальными источниками угроз для их безопасности, например, таких, как установление случайных контактов с незнакомцами, вовлечение в антисоциальные группы, возникновение различных конфликтных ситуаций (Е. Белинская). 

       Так, например, одним из негативных последствий онлайн общения для подростковой группы становится эффект «онлайн-растормаживания». 

       Суть его в том, что при подключении к интернету дети, и взрослые в том числе, менее склонны соблюдать социальные конвенции. Общаясь в онлайне, мы чувствуем себя свободнее, чем при разговоре, мы считаем, что можем делать и говорить то, что мы хотим, и как следствие – часто делаем и говорим то, чего не следует. 

    Психолог Джон Сулер отметил основные характеристики такого эффекта (О.М. Дьяченко): 

  1. Анонимность.

      В онлайне люди чувствуют, что они не могут быть идентифицированы таким же образом, как когда они находятся в общественном месте. Это похоже на прогулку в ночи в маске и карнавальном костюме. Ощущение, что их идентичность надежно замаскирована, определяет новые способы поведения. 
Между тем некоторые люди в онлайне анонимны в гораздо меньшей степени, чем в реальной жизни. Благодаря эффекту растормаживания они порой сообщают на своих профилях в социальных сетях то, что ни за что не рассказали бы и самым близким друзьям. А это самый прямой доступ попасть в сети тех, кто обернет их же информацию против них самих. В этой ситуации сильно подвержены риску манипуляции, шантажа, вымогательства дети. 

  1. Невидимость.

     Благодаря тому, что в интернете реально никто невидим, пользователей не беспокоит то, как другие смотрят на них, и какие эмоциональные сигналы они посылают с помощью мимики. При таком общении дети так и не научаются считывать определенную информацию с лица другого человека, понимать их на уровне жестов, более глубокое и широкое понимание других людей становится за пределами их личностей. В жизни активные пользователи социальных сетей не могут, да и не умеют выстраивать настоящие жизненные взаимоотношения, взаимодействия. 

  1. Начало/конец связи.

     Общаясь лицом к лицу, можно сразу увидеть реакцию людей на то, что другие сказали или сделали. Поэтому в обычной жизни люди стараются не обидеть собеседника или не вызвать его осуждения. В онлайне нет таких ограничений: из-за асинхронности можно сказать что-нибудь, а ответ прочесть через сутки или вообще никогда его не получить. Это палка о двух концах. 

     Есть так называемые «интернет-тролли» – люди, которые размещают на форумах или в других онлайновых группах сообщения с конкретной целью разжигания споров. Такие пользователи – непревзойденные специалисты в области «ударить и убежать». С другой стороны, люди, которые испытывают трудности при общении лицом к лицу, могут стать красноречивыми и изысканными собеседниками в интернете. 

     Отсутствие у подростков непосредственной обратной связи, которую в реале обеспечивает язык тела, приводит к непониманию и различным проблемам в общении. Одна из наиболее распространенных причин возникающих проблем – шутки. Не сопровождаемая языком тела дружеская шутка может быть совсем не правильно понята и привести к ухудшению отношений и даже к разрыву. 

  1. Воображаемый мир.

    Анонимность, невидимость и элементы фантазии, присущие интернет-деятельности, заставляют думать человека, что обычные правила не применяются. Сеть позволяет ему быть тем, кем он сам хочет, и делать то, что хотят другие – и хорошее и плохое. Но когда жизнь становится игрой, которая может быть остановлена нажатием клавиши, легко взять и просто выбросить из окна всякую ответственность. В связи с этим еще одним последствием такого воображаемого мира становится инфантильность подростков, которая в современном мире может быть пролонгирована до 20, а то и до 22 лет. Молодые люди в реальном мире не хотят становиться быть причиной своих действий, поступков, общения, в большинстве своем, просто не умеют брать на себя ответственность. 

  1. Нет полиции.

    В жизни люди, так или иначе, боятся осуждения и наказания. Но в онлайн-мире, кажется, нет полиции и никакой власти. В интернете нет правительства, нет человека, который отвечает за все. Таким образом, в онлайне люди чувствуют себя свободными: от власти, социальных конвенций и соответствия общественным нормам. При всей кажущейся видимости свободы, личность в любом случае становится под угрозой развития и полноценного ее существования. Предупреждение этих угроз – одна из задач родителей, психологов, педагогов, социальных работников. 

     В этой ситуации нельзя забывать, что в подростком возрасте существенным образом изменяется нравственное развитие школьника. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. А если подросток целыми днями проводит в социальных сетях, о каких реальных поступках может идти речь? Как он может понимать общепринятые социальные ценностные нормы и мораль? Негативная информация в этом периоде может нанести значительный ущерб развитию личности ребенка, именно поэтому подросткам необходимо оказать нужное педагогическое влияние через реальное взаимодействие, потому что вследствие недостаточной обобщенности нравственного опыта нравственные убеждения подрастающего поколения находятся в неустойчивом состоянии. 

     Специалисты отмечают, что в последнее время детей все чаще соблазняют именно для создания интернет-порнографии (по материалам доклада, представленного Специальным докладчиком по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии госпожой Нажат Мааллой-М’жид на XII сессии Совета по правам человека ООН). Одно из первых средств привлечения несовершеннолетних – чаты. С их помощью злоумышленники стараются заставить детей сниматься в непристойных фильмах, склоняют к сексу и даже похищают. Последствия таких действий для детей хорошо известны: фактически, непристойные материалы, никогда не исчезнут со страниц интернет. Ребенок чувствует себя виноватым, стыдится того, что его видеоролики, фотографии увидят другие, и из-за этого стыдится рассказывать о случившемся близким ему людям. Дискомфорт и чувство неполноценности подростка, вызванные этими переживаниями, могут проявиться не только в страхе перед миром, но и в глубоком укореняющемся страхе перед людьми, вплоть до подлинной враждебности к людям (Л.Ф. Обухова). 

     Особый эффект оказывает на молодежь столкновение с любым видом информационной продукции порнографического характера. Эти материалы не только стимулируют и меняют подростковое представление о сексуальных практиках, но и оказывают извращенное «образовательное» действие, служат в качестве модели и руководства к действию. 

      Конечно, разные страны по своему борются с такими противоправными действиями по отношению к детям, тем не менее назвать достаточную защиту детей – пользователей Интернета в мировом масштабе нельзя. Растущая интерактивность онлайнового контента, социальные сети, совместное использование видеозаписей и мгновенная передача сообщений предоставляют пользователям новые возможности, однако создают также новые риски для детей и несовершеннолетних. Например, технологическая конвергенция мобильных телефонов и интернета имеет самые серьезные последствия для безопасности. Мобильный доступ к интернету за пределами дома и школы открывает новые горизонты для общения и доверительных отношений между детьми и незнакомыми взрослыми. При этом в большинстве национальных законодательств не предусматривается обязанность поставщиков интернет услуг, операторов телефонной связи или банковских служб информировать органы власти и сотрудничать с ними в случае обнаружения порнографических сайтов, в сети которых вовлекаются дети. 

     Чтобы помочь детям, имевших в своей жизни такой ужасный опыт, необходимы огромные усилия взрослых, их неподдельная любовь и доверие, необходимо способствовать восстановлению не только физического и психического здоровья, но и социальной реинтеграции. 

     Подводя итого всему вышесказанному, хочется отметить, что, несмотря на то, что современное информационное пространство, благодаря которому стало возможным развитие новых технологий в сфере массовой коммуникации и информации, оказывает и продолжает оказывать мощное воздействие на развитие психики ребенка, его духовную, нравственную сферу, технический прогресс одновременно с повышением уровня жизни приводит к снижению качества жизни в связи с появлением новых факторов риска. 

     В современном мире дети с большей легкостью, чем взрослые овладевают новыми технологиями, но они же становятся уязвимыми к воздействию информации 

     Доступ ребенка к определенного рода информации в сети Интернет должен быть ограничен в соответствии с нормативными правовыми актами, чтобы не причинить ущерба здоровью еще не сформировавшейся личности. Учитывая то, как быстро и эффективно подрастающее поколение адаптируется к новым средствам массовой коммуникации, контроль со стороны взрослых должен быть особо внимательным. 

     В связи с этим перед государством и психолого-педагогическим сообществом, в том числе перед школами, семьями, встает задача разработки эффективной системы мер, способствующих развитию программы информационной безопасности в каждом регионе. 

Г..А.. Стародубцева – кандидат психологическийх наук, доцент кафедры 
развития образовательных систем и инновационного проектирования 
ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» 

(https://iro38.ru) 

Дети в интернете: что необходимо знать взрослым?